Детский сад с.Уткино
|
Конструирование по парциальной программе "Умные пальчики"
01 сентября — 31 мая
Конструирование — творческая деятельность людей, связанная с созданием предметного мира (второй природы) и формированием человеческой культуры. Сущность конструирования заключается в намеренном объединении различных элементов или в преобразовании материалов на основе проектов (схем, чертежей, расчетов, моделей) с целью получения различного рода целостностей — предметов, инструментов, сооружений. Конструирование — это универсальная деятельность, продукты которой можно обнаружить в любой сфере человеческого бытия. Люди конструируют дороги, мосты, здания, мебель, посуду, орудия труда, бытовые приборы, одежду, обувь, головные уборы, книги, подарки, предметы интерьера... Сказку и стихотворение, танец и спектакль, мультфильм и букет цветов можно интерпретировать как гармоничные конструкции, в которых отдельные звуки, слова, движения, изображения, цветы и другие элементы соединяются в целое одним из способов, выработанных культурой. Без конструирования не мыслится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее развитие человеческой культуры. Поэтому так важно, чтобы каждый человек получил многогранный опыт освоения культуры и культуротворчества в конструктивной деятельности. Широкие возможности для решения этой фундаментальной задачи открываются уже на первой ступени образования — в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок тонко чувствует свою «родственность» окружающему миру (Л.С. Выготский), гармонично «слит с природой» (А.В. Бакушинский), открыт для осмысленного принятия «правил отношений с миром» (Б.Т. Лихачев), активно и доверчиво ищет свое место в нем (В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков), самозабвенно конструирует «свои миры» (А.Г. Асмолов) и самого себя (М. Доналдсон). Детское конструирование — это целенаправленный процесс создания различных изделий, фигурок и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое. В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др.), какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем. Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объектами, сколько духовными богатствами, общечеловеческими ценностями. Это содержание он постигает с восторгом первооткрывателя и даже «сопровождает»: находит аналогии в своем жизненном и культурном опыте, воплощает в собственных сооружениях, выражая при этом свои эмоции, чувства и отношения. В старшей разновозрастной группе используется парциальная программа по конструированию "Умные пальчики". Цель Программы — создание условий для открытия ребенком природы, социума и человеческой культуры в процессе активной творческой деятельности, направленной на осмысленное преобразование различных материалов и конструирование гармоничных сооружений (изделий, построек), расширение опыта позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми (детьми и взрослыми), содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и «Я-концепции творца».
Педагоги старшей разновозрастной группы, Белокопытова И.В. и Гриднева М.А., отмечают повышения интереса у детей к конструированию, при использовании данной парциальной программы. Диагностические задания отмечают развитие творческих способностей, усидчивость, желание включаться в творческую активность. Примеры образовательной деятельности. Где живет семейная память: скрап-букинг (конструирование фотоальбома, оформление в техниках декупаж, фотоколлаж).
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.