Детский сад с.Уткино

Конструирование по парциальной программе "Умные пальчики"

01 сентября — 31 мая

Конструирование  — творческая деятельность лю­дей, связанная с созданием пред­метного мира (второй природы) и формированием человеческой культуры. Сущность конструиро­вания заключается в намеренном объединении различных элемен­тов или в преобразовании мате­риалов на основе проектов (схем, чертежей, расчетов, моделей) с целью получения различного рода целостностей — предметов, ин­струментов, сооружений.

Конструирование — это уни­версальная деятельность, про­дукты которой можно обнаружить в любой сфере человеческого бы­тия. Люди конструируют дороги, мосты, здания, мебель, посуду, орудия труда, бытовые приборы, одежду, обувь, головные уборы, книги, подарки, предметы интерь­ера... Сказку и стихотворение, та­нец и спектакль, мультфильм и букет цветов можно интерпрети­ровать как гармоничные конструк­ции, в которых отдельные звуки, слова, движения, изображения, цветы и другие элементы соеди­няются в целое одним из спосо­бов, выработанных культурой.

Без конструирования не мыс­лится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее разви­тие человеческой культуры. По­этому так важно, чтобы каждый человек получил многогранный опыт освоения культуры и культуротворчества в конструктивной деятельности. Широкие возмож­ности для решения этой фунда­ментальной задачи открываются уже на первой ступени образо­вания — в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок тонко чувствует свою «родственность» окружающему миру (Л.С. Выгот­ский), гармонично «слит с при­родой» (А.В. Бакушинский), от­крыт для осмысленного принятия «правил отношений с миром» (Б.Т. Лихачев), активно и довер­чиво ищет свое место в нем (В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков), самозабвенно конструирует «свои миры» (А.Г. Асмолов) и самого себя (М. Доналдсон).

Детское конструирование — это целенаправленный процесс создания различных изделий, фи­гурок и построек, в которых взаи­мосвязь частей конструкции опре­деляется способом их соединения в осмысленное целое.

В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоцио­нально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может по­чувствовать, пережить и осмыс­лить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооруже­ния (дорога, мост, дом, печь, ко­лодец, башня, крепость, кремль и др.), какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем.

Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объ­ектами, сколько духовными бо­гатствами, общечеловеческими ценностями. Это содержание он постигает с восторгом перво­открывателя и даже «сопровождает»: находит аналогии в своем жизненном и культурном опыте, воплощает в собственных соору­жениях, выражая при этом свои эмоции, чувства и отношения.

В старшей разновозрастной группе используется парциальная программа по конструированию "Умные пальчики".

Цель Программы — создание условий для открытия ребенком природы, социума и человеческой культуры в процессе активной творческой деятельности, направленной на осмысленное преобразование различных материалов и конструирование гармоничных сооружений (изделий, построек), расширение опыта позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми (детьми и взрослыми), содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и «Я-концепции творца».

Педагоги старшей разновозрастной группы, Белокопытова И.В. и Гриднева М.А., отмечают повышения интереса у детей к конструированию, при использовании данной парциальной программы. Диагностические задания отмечают развитие творческих способностей, усидчивость, желание включаться в творческую активность.

Примеры образовательной деятельности.

Где живет семейная память: скрап-букинг (конструирование фотоальбома, оформление в техниках декупаж, фотоколлаж).

fb4525bba471d1dad9c35446953e8224.jpg

37db0dcd5c334ff786e20d6f13972c34.jpg


Как мы ВМЕСТЕ создали 3D-композиции (конструирование сюжетных композиций из природного материала – в сотворчестве).

2ba38d870b03db0499e9af8f2715b4d4.jpg

ec175f2af943bbe36ed2750b9fda2e9f.jpg

1befeb9c967f6a9d3a890356f3e71fad.jpg

Как мы возвели сказочные дома и дворцы(режиссерское конструирование по мотивам сказки Г.-Х.Андерсена «Снежная королева»).

60ebc5f631027bafc86d47455e275b46.jpg

c6989b353850b0123c4ff760dc4d7a26.jpg